2013/02/11 17:52
Турция привлекает иностранных инвесторов тем, что ее внутренний рынок (с населением в 70 млн. человек) больше, чем рынок любой страны участницы Европейского союза (за исключением Германии), и тем, что ее производственная база с низкими издержками выгодна для 360 млн. потребителей в странах ЕС.

Инвестиционная политика

Основы нынешней инвестиционной политики Турции были заложены в середине 80-х годов в качестве составной части реформ широкомасштабной либерализации экономики. Были усовершенствованы прежние и разработаны новые законодательные акты, поощряющие привлечение частных инвестиций, в том числе иностранных, способствующих улучшению инвестиционного климата в стране.

Согласно действующему законодательству, иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальному капиталу. Долевое участие иностранных инвесторов не ограничивается ни в какой форме. Гарантируется перевод прибылей и репатриация капитала в случае продажи или ликвидации фирмы. Фактически в Турции уже в течение нескольких десятилетий существует один из наиболее либеральных режимов регулирования деятельности иностранного капитала, который периодически дополняется и конкретизируется в соответствии с общим направлением экономического курса страны. Основные принципы деятельности иностранных инвесторов изложены в законе N 6224 от 18.01.1954 года. В 1986 году этот закон был дополнен положениями декрета N 86/10353, а в 1995 году инвестиционный кодекс Турции был окончательно сформулирован в Законе об иностранных инвестициях N 95/6990 от 07.06.1995 года.

Турецкое руководство применяет в отношении иностранных инвесторов комплекс стимулирующих и поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое бы отвечало общей стратегии ее экономического развития. Так, в том, что касается отраслевого распределения инвестиций, в первую очередь, поощряются инвестиции в экспорториентированные сферы промышленности и наукоемкие производства. Помимо этого, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны, стимулирование иностранного капитала в Турции имеет выраженный территориальный характер.

В зависимости от уровня экономического развития территория Турции условно разделена на четыре региона. В это разделение заложена разная степень поощрения инвестиций: районы первой степени приоритетности; районы второй степени приоритетности; нормальные районы; развитые районы.

К приоритетным районам относят в основном наименее развитые регионы восточной Турции. Нормальными районами считаются западная и частично центральная Турция. Развитыми называют зоны больших городов: Стамбула, Анкары, Измира, Коджаэли, Аданы и Бурсы.

Проекты иностранных капиталовложений, предлагаемые для осуществления в Турции, рассматриваются и оцениваются Главным Управлением по вопросам иностранных инвестиций, входящим в состав Секретариата по делам казначейства аппарата премьер-министра Турции. Основным критерием в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение, как уже говорилось, имеет географический аспект. Территориальное расположение проектируемого объекта и объем инвестируемого капитала являются основными показателями для получения инвестором так называемого «поощрительного сертификата», то есть особого одобрения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, что дает право на пользование льготами при осуществлении проекта, а именно: частичным или полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, доступом к льготным кредитам, правительственным дотациям и др.


Налоговые льготы на инвестирование капитала

«Поощрительный сертификат» может давать скидку на выплату корпоративного налога. Скидка на выплату налога может составлять от 30% до 100% в зависимости от местоположения объекта, сектора экономики и размера инвестируемого капитала. Стопроцентное освобождение от налога означает, что инвестор имеет право не выплачивать корпоративный налог до тех пор, пока он полностью не возместит основной капитал. Приоритетными секторами экономики в плане льгот для инвестируемого капитала являются: крупномасштабные капиталовложения в строительство и инфраструктуру районов активного развития туристического бизнеса; судостроение и судоремонт; кожевенное производство; интенсификация сельского хозяйства и агропромышленных отраслей; создание рыбных ферм; образование; здравоохранение; охрана окружающей среды; инвестиции в научно-исследовательскую деятельность; электроника; химическая промышленность; автомобилестроение и некоторые другие. Ежегодно список этих приоритетов подвергается пересмотру, дополняется и уточняется.

Список тех сфер турецкой экономики, иностранные инвестиции в которые не могут претендовать на получение «поощрительного сертификата», достаточно обширен. Он касается производств, которые считаются уже достаточно отлаженными в Турции, так что стимулирование капиталовложений в них может привести лишь к излишней конкуренции и перепроизводству (например, строительство бензозаправочных станций, расширение сети закусочных «фаст-фуд», производство тягачей и трайлеров).

В Турции существует система льготного кредитования. Низкая норма процента, высокий уровень инфляции в стране и постоянное снижение курса турецкой лиры по отношению к мировым валютам делают предоставляемый кредит исключительно льготным для иностранного инвестора.

Особыми льготами пользуются капиталовложения в производства, ориентированные на экспорт. Так, если в течение пяти лет после начала осуществления проекта, поддержанного «поощрительным инвестиционным сертификатом», предприятию удается достичь определенного объема экспортной продукции в общем объеме производства, вложенные в его реализацию долгосрочные инвестиции, а также привлеченные кредиты полностью освобождаются от налогов, пошлин и выплат процентов по кредитам. При этом годовая выручка от экспорта продукции должна быть не менее 300 тыс. долл. для «развитых районов»; 200 тыс. долл. - для «нормальных районов»; 100 тыс. долл. - для «приоритетных районов».

В целях стимулирования инвестиций и их рационального распределения правительство может брать на себя оплату 25% потребляемой электроэнергии, 50% выплат в фонд социального обеспечения, а также 100% необходимых отчислений в пенсионный фонд в течение 5-летнего периода. При этом речь идет только об инвестициях в осуществление особо крупномасштабных проектов в «приоритетных» и «нормальных» районах.


Приток прямых иностранных инвестиций

Целенаправленная политика привлечения иностранного капитала в сравнительно короткие сроки дала свои результаты. По данным на конец 2003 года, суммарный объем прямых иностранных инвестиций в экономику Турции достиг 17,1 млрд. долл. Из них 41% приходится на инвестиции в промышленное производство, 52% - в сферу услуг, 7% - в аграрный сектор и горнодобывающую промышленность. В настоящее время в Турции действует порядка 6500 компаний с иностранным капиталом. Однако по признанию специалистов казначейства, данный показатель притока прямых иностранных инвестиций очень низкий и не соответствует экономическому потенциалу страны, ее реальным потребностям. Например, только одна энергетическая программа Турции, рассчитанная до 2010 года, требует около 45 млрд. долл. Турецкие официальные лица оценивают потребности Турции в этих инвестициях, как минимум, в 10 млрд. долл. в год. Прямые иностранные инвестиции находятся на достаточно низком уровне, примерно 0,9 млрд. долл. ежегодно. Причем значительная часть этих средств поступает для дополнительного финансирования уже осуществляемых проектов.

Вступление Турции в ТС с ЕС стало дополнительным стимулом для иностранных инвесторов. Так, крупные японские, южнокорейские и другие фирмы торопятся вложить инвестиции в Турцию с тем, чтобы затем уже беспошлинно поставлять свою продукцию на рынки ЕС. В первую очередь - это такие автомобилестроительные компании, как «ТОYОТА», «НОNDА», «НYUNDАY», «КIА»,«FIAT», «FORD»,«RENAULT».

Российские фирмы еще не проявили себя достаточно заметно на турецком инвестиционном рынке. Вместе с тем, судя по тому интересу, который проявляют российские предприниматели к осуществлению совместных проектов и созданию смешанных компаний с турецкими партнерами в сфере тяжелой индустрии, судостроения, транспорта, медицинской промышленности, туризма и деревообработки, сотрудничество посредством объединения капиталов российских и турецких фирм может стать весьма перспективным и взаимовыгодным для обеих стран.

Поток прямых иностранных инвестиций идет в Турцию в основном из стран ЕС. Больше всего инвестируют в турецкую экономику Нидерланды, Германия, Великобритания, США.

Однако в Турции существует ряд проблем, отталкивающих иностранных инвесторов. Заместитель генерального директора турецкого филиала английского банка «HSBC» А. Калайлиоглу считает:«До тех пор пока иностранные инвесторы вынуждены будут собирать для вложения своих капиталов в Турции по 147 подписей в разных инстанциях и пока здесь не будет устранена коррупция, инвесторы в эту страну не пойдут».

Так же серьезным препятствием для притока в страну иностранного капитала являются нетарифные торговые барьеры. После вступления в ТС место таможенного управления занял институт государственных норм и стандартов «TSE». Транснациональные корпорации, производящие свою продукцию во всех регионах мира, вынуждены предоставлять «TSE» еще и турецкий сертификат качества, получение которого требует немалых затрат времени и средств. Кроме того, турецкие министерства до сих пор устанавливают различные, дискриминирующие иностранцев, диапазоны цен на турецкие и импортные изделия.


Портфельные инвестиции

Еще 20 лет назад большинство населения Турции ничего не знало о рынке ценных бумаг вообще и рынке акций в частности. Развитие рынка капитала потребовало создание соответствующих нормативных актов и комиссий. В 1982 году был создан Комитет по рынку капитала, ответственный за регулирование и надзор за первичным и вторичным рынками ценных бумаг Турции.

Динамика портфельных инвестиций в Турции порой непредсказуема. Связано это с тем, что фондовый рынок в Турции движим политическими событиями, а также мировыми колебаниями. Можно сказать, что доминируют спекулятивная составляющая. Так в 1998 году, когда инвесторы вследствие азиатского кризиса начали выводить капитал с ненадежных рынков, разница между притоком и оттоком портфельных инвестиций в Турции были отрицательна. Стамбульский фондовый рынок со 2-го места в мире по эффективности в 1997 году упал в 1998 году на 52,3%, став предпоследним в этом списке. В 1999 году он вновь был вторым.

Многие эксперты считают, что политические битвы между сторонниками модернизации и протекционизма наносят урон иностранным капиталовложениям. В 2002 году генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Дональд Джонстон сказал: «Турция многое обещает инвесторам, но всякий раз эти обещания, едва поманив кончаются крахом из-за политической нестабильности».

Так в феврале 2001 года, когда президент Турции Ахмет Недждет Сезер обвинил правительство во главе с премьер-министром Бюлентом Эджевитом в неэффективности мер по борьбе с коррупцией. Эта размолвка в верхах подорвала веру в способность правительства выполнить ранее согласованную с МВФ программу. Вследствие этого произошел массовый отзыв инвестиций из страны, только в течение одного дня 19 февраля было деинвестировано 5 млрд. долл. Опасения быстрого сокращения валютных резервов, которые на тот момент составляли 20 млрд. долл., вызвали панику на Стамбульской фондовой бирже. С 19 по 22 февраля по итогам торгов национальный биржевой индекс сократился на 30%. Банковские ставки повысились до 7 500%. Иностранные инвесторы стали «сбрасывать» наличность в турецких лирах – национальная валюта быстро потеряла 45% стоимости. Всего за 2001 год турецкая лира обесценилась по отношению к доллару в 2,16 раза.

В 2003 году по экономике страны был нанесен еще один болезненный удар. Турецкий фондовый рынок буквально обрушился после того, как 22 февраля парламент Турции отказался дать добро на размещение в стране американской военной группировки, которой отводилась роль ударной силы на севере Ирака. Индекс экономической активности упал более чем на 10%, а турецкая лира подешевела на 5%. Комментарий Белого дома по поводу этого решения был воспринят в Анкаре однозначно - Турции не следует рассчитывать на обещанный ей в качестве компенсации за участие в антииракской кампании пакет кредитов на сумму в 30 млрд. долл., кроме того страна лишается прямой американской помощи в 6 млрд. долл. за содержание на ее территории американских войск. В течение нескольких недель акции турецких компаний покупались и продавались с учетом того, что Турция получит мощные долларовые вливания от США. Однако надежды, на которых бизнесмены строили свои прогнозы, не оправдались.

Стамбульский фондовый рынок считается самым ликвидным фондовым рынком, в той части Европы, что лежит к востоку от Франкфурта. Ежедневный объем торгов на Стамбульской бирже иногда достигает 1 млрд. долл. Даже в момент кризиса в 2001 году ежедневный объем торгов составлял в среднем 400 млн. долл.. Так годовой оборот с участием иностранцев в 2000 году составил 33,4 млрд. долл., однако в 2001 году вследствие кризиса он резко сократился до 12,1 млрд. долл. В 2002 году ситуация существенно не изменилась – 12,8 млрд. долл. В прошлом году произошло увеличение данного объема торгов на 22% (15,7 млрд. долл.), несмотря начало военных действий в Ираке. Следствием этого стала положительная разница между притоком и оттоком капитала в виде портфельных инвестиций.


Внешний долг

Большой проблемой для Турции является ее внешний долг, который необходимо постоянно обслуживать. Однако Турецкая Республика неизменно выполняет свои дебиторские обязательства. На 2004 год размер внешнего долга Турции составляет около 131 млрд. долл., что составляет 65% от ВВП страны или в расчете на одного жителя около 1 870 долл. За последние 10 лет турецкий внешний долг удвоился. Связано это с тем, что государство в поисках средств для финансирования бюджетного дефицита неинфляциоными методами выпустило на рынок государственные ценные бумаги и стало прибегать к внешним займам. На долю выплачиваемых по государственным займам процентов приходится около 35-40% всех государственных расходов.

Основным источником для формирования внешней задолженности являются займы у частных кредиторов, в основном это происходит за счет продажи государственных ценных бумаг. Западные банки заинтересованы в поддержании Турции «на плаву», поскольку ее обязательства перед ними превышают 40 млрд. долл.. Так же Турция активно прибегает к займам у международных валютно-финансовых организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международный банк реконструкции и развития и другие.

С 1958 года МВФ 18 раз разрабатывал программы для Турции, причем последние 3 раза - в течение менее двух лет. Реализация намеченных мер сопровождалась предоставлением значительной финансовой помощи. Следствие этого стало то, что Турция является крупнейшим должником МВФ, размер ее задолженности перед фондом составляет около 19 млрд. долл. В декабре 2004 года закончится срок действия программы МВФ в Турции.

Действительно слабым местом в турецкой экономике является то, что нехватка капитала ограничивает возможности экономического роста. Турецкие банки все ещё на 80% финансируют государственные долги, рынки капитала в стране слабо развиты, иностранные прямые инвестиции слишком невелики. В 2003 году они покрыли четвертую часть дефицита платежей по текущим операциям. В последние 10 лет в Турцию ежегодно поступали «скромные» 900 млн. долл. Но если ЕС начнет со страной переговоры о её вступлении, то эти суммы, как ожидает агентство по оценке кредитов, быстро могут вырасти до 6 млрд. долл. в год.

Admin, интересно, а кто автор статьи?
Аватара пользователя
Chimi
 
Сообщения: 1
Регистрация: 17 ноя 2014

Фильтры

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1