История Турции

Все вопросы истории Турции, близлежащих государств и государств, ранее находившихся на территории Турции
На усмотрение модератора, забанившего основной ник.
С-под Пскова я, странница. Пришла собачку говорящую посмотреть (с)
***
Həm sədəfəm, həm inciyəm, həşru sirat ədinciyəm,
Bunca qumaşu rəxt ilə mən bu dükanə sığmazam.
Аватара пользователя
Calypso
А Я МАЛЕНЬКАЯ МЕРЗОСТЬ
 
Сообщения: 8341
Фото: 3632
Регистрация: 07 фев 2005
Откуда: 41º01’N 28º58’E

Для особо одарённых уточню-сайт принадлежит Алексису Шнайдеру


выдержки

------------------------------------------------------------

В 11 в., пришедшие из Средней Азии, монголоидные тюрки-сельджуки (сельджуки – одна из ветвей огузов) начали распространять сельджукский диалект огузского языка среди народов, говорящих на атропатенском диалекте мидийского языка индоиранской группы и горных нахско-дагестанских языках.
Турки-огузы – союз 24 племён, выделившийся в 7 в. н.э. из состава Тюркского каганата. Сельджукское племя завоевало Ширван и двинулось в Малую Азию. Империя Сельджуков распространилась от Малой до Средней Азии и Южного Ирана. Местные языки были изъяты из оборота и заменены тюркскими наречиями. Родной язык сохранили незначительные группы населения в Арцахе (Карабахе), Дагестане и Талышских горах, где сохранившие свой язык атропатенцы, получили новый этноним – талыши.
Вскоре государство Сельджуков попало под власть других огузских племен, управляемых султаном Османом. В 12 в. на терр. горного хребта Арцах возникло Хаченское Княжество (Хачкинази – арм. «христиане»), вошедшее впоследствии в состав Пяти Меликств.

--------------------------------------------------------------------

а тут-всё

/forum/go/782e483edc59418a5c4c675a04b5ffcb
Зачем вам исторический память?
Eсли у вас не било исторического прошлого!
Аватара пользователя
Hayk
падишах
 
Сообщения: 241
Фото: 12
Регистрация: 23 дек 2008

Из турецкого форума


Турки поздно выступили на историческую сцену, притом дикой, хотя и могущественной ордой завоевателей; поэтому их первоначальная история ещё темнее, чем история других народов. Письменных памятников от домусульманского периода не осталось вовсе, от первых веков мусульманского периода — лишь немногим больше, и те не имеют значения: предания бледны и почти ничего не дают для ознакомления с их жизнью. Летописи других народов (китайцев, византийцев), с которыми туркам приходилось вступать в мирные или, чаще, враждебные отношения, также дают мало.

Первоначально кочевые племена монгольского племени, известные византийцам под именем огузов,
позднее — турок, жили в Алтайских горах. Около V в. вследствие какого-то толчка — может быть, шедшего из Китая, они двинулись на юго-запад и заняли Туран (Туркестан), откуда вытеснили аваров. В 562 и 568 послы от их великого хана появляются в Византии.

В IX и Х в. среди турок распространился ислам и вместе с тем появились зачатки более высокой арабской культуры; военное искусство под арабским влиянием несколько поднялось. В Х в. из Туркестана вышли завоевательные турецкие орды; одни завладели Бухарой, где царствовала династия Саманидов, другие овладели Персией и основали царство Газневидов. Это последнее вело борьбу со своими же единоплеменниками в Туркестане, турками-сельджуками, окончившуюся торжеством последних.

В течение XI в. они завоевали Хорасан, Герат, Курдистан, Армению, Грузию, потом Сирию и Египет.
При султане (этим титулом со времени господства сельджуков заменяется титул великого хана) Мелеке (1072—1092) царство турок-сельджуков достигло своего апогея, была завоёвана почти вся Малая Азия, византийцам были нанесены решительные поражения; при его наследниках, в XIII веке оно распалось.

Под влиянием завоевательного движения, вызванного Чингисханом, из Хорасана двинулась на запад — сперва на Армению — орда турок-огузов приблизительно из 50 тыс. человек под начальством хана Сулеймана (ум. 1231); при его сыне Эртогруле (1231—1288) завоевательное движение продолжалось далее на запад; турки остановились в Малой Азии, где оказали содействие султану Сельджукской Конии (или Икониума) Алаэддину в его борьбе с Византией; за это Алаэддин отдал им в ленное владение пространство земли между Ангорой и Бруссой (но без этих городов).

/forum/go/2507362bcc996a46d018b1f2201d3768
Зачем вам исторический память?
Eсли у вас не било исторического прошлого!
Аватара пользователя
Hayk
падишах
 
Сообщения: 241
Фото: 12
Регистрация: 23 дек 2008

и тут всё зас........ (пардон) своими сообщениями.....
не надоело нет? великий армянин, что ж тогда эти "недалёкие турки" так быстро всё завоевали то? и так легко главное?
да поздно появились на арене европейской истории и турки как этнос а позже и как нация сформировались именно на территории малой азии. это они и так знают, другое дело что тюрксуими предками они тоже гордятся. что в этом плохого?
Изображение
Аватара пользователя
Mavigozlu
Hürrem sultan
 
Сообщения: 2763
Регистрация: 05 дек 2007
Откуда: MoсквAntalya

и тут всё зас........ (пардон) своими сообщениями.....
не надоело нет? великий армянин, что ж тогда эти "недалёкие турки" так быстро всё завоевали то? и так легко главное?
да поздно появились на арене европейской истории и турки как этнос а позже и как нация сформировались именно на территории малой азии. это они и так знают, другое дело что тюрксуими предками они тоже гордятся. что в этом плохого?


Турки-кочевники начиная с 11ого века засели в регионе где как вы уже знайте население било заселено основном армянами . Использовав все культурные и базовые ценности местного народа и не одного слово про АРМЯН и про те культурные ценности которые турки кочевники уже присвоили себе!!!
Зачем вам исторический память?
Eсли у вас не било исторического прошлого!
Аватара пользователя
Hayk
падишах
 
Сообщения: 241
Фото: 12
Регистрация: 23 дек 2008


Турки-кочевники начиная с 11ого века засели в регионе где как вы уже знайте население било заселено основном армянами . Использовав все культурные и базовые ценности местного народа и не одного слово про АРМЯН и про те культурные ценности которые турки кочевники уже присвоили себе!!!


Срочно найти виновных турок - кочевников 11 века и наказать их!
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005


Турки-кочевники начиная с 11ого века засели в регионе где как вы уже знайте население било заселено основном армянами . Использовав все культурные и базовые ценности местного народа и не одного слово про АРМЯН и про те культурные ценности которые турки кочевники уже присвоили себе!!!


Срочно найти виновных турок - кочевников 11 века и наказать их!


Если вы решили так поступать то это ваше дело я не кричал о том что надо их наказать хотя ихние потомки которые являются теперешние турки ,продолжают историю и почти нечего не поменялся

Просто турецким историкам надо дать свободы что бы они писали правду а не фальсифицировать историю !
И всё станет на свои места !!!
Зачем вам исторический память?
Eсли у вас не било исторического прошлого!
Аватара пользователя
Hayk
падишах
 
Сообщения: 241
Фото: 12
Регистрация: 23 дек 2008

если ума от рождения не хватает, с этим ничего не поделаешь
жаль мне вас
а вы и задумайтесь, гордый борец за справедливость - вам надо чтоб всем было жалко армян? жалость - не положительная эмоция, и чести не делает тому, которого жалеют.
Изображение
Аватара пользователя
Mavigozlu
Hürrem sultan
 
Сообщения: 2763
Регистрация: 05 дек 2007
Откуда: MoсквAntalya

Один богатый армянин купил шато (замок) во Франции но он оставил почти в током виде как он его купил не ставил там армянские кресты и даже не убрал портреты бывших обитателей этого замка и вcем гостям рассказывал правдивую историю этих людей а не поступил так как поступают кочевники!
Для Армении и армянского народа представляется аморальной, унизительной и оскорбительной..... ставит перед входом в Эрзрумскую крепость информационную табличку с надписью «Турецкое сооружение V века»
табличка, в свою очередь представляет фундаментальный цинизм турецкой историографии, заключающийся в заведомой фальсификации действительности. И именно таким фальсифицированным образом турецкие историки интерпретируют все, что касается Армении и армян»
Зачем вам исторический память?
Eсли у вас не било исторического прошлого!
Аватара пользователя
Hayk
падишах
 
Сообщения: 241
Фото: 12
Регистрация: 23 дек 2008

ставит перед входом в Эрзрумскую крепость информационную табличку с надписью «Турецкое сооружение V века» табличка, в свою очередь представляет фундаментальный цинизм турецкой историографии, заключающийся в заведомой фальсификации действительности. И именно таким фальсифицированным образом турецкие историки интерпретируют все, что касается Армении и армян»

А Вы лично были в Ерзуруме? Видели эту табличку? Фото в студию! По эрзурумской крепости, хотя бы по крышам, любому образованному человеку и так видно, что это армянское зодчество, так же как и русская архитектура в этом городе. Ни разу не слышала, чтобы кто-то это отрицал.
В теме про геноцид я уже много сказала о раздутом самолюбии и самомнении армянского народа, но вы эти сообщения игнорируете. Правду никто не любит.
А в целом, не получилось у греков и армян уничтожить, стереть с лица земли, разорвать напополам турецкое государство, отхватить себе земель, под опекой Англии и Франции - и вот уже век успокоиться не могут.
Изображение
Аватара пользователя
Lile
Süper gelincik
 
Сообщения: 4333
Фото: 41
Регистрация: 25 мар 2005

Уважаемый Hayk !

Тема Геноцид армянского народа уже существует)
Эта - немножко другая. Если Вы хотите продолжать обсуждать то, что Вас волнует - пожалуйста, нет проблем. Но в соответствующей теме.

Кроме турецко-армянских отношений , в истории Турции есть еще другие моменты? Милости прошу)
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

А мне вот интересно - Вена и турки... Кто кого там завоевывал ?
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

А в целом, не получилось у греков и армян уничтожить, стереть с лица земли, разорвать напополам турецкое государство, отхватить себе земель, под опекой Англии и Франции - и вот уже век успокоиться не могут.


Бууууууууу га га га
Скажи !где била Турция кода уже в Армении и в Греции менялись несколько поколение царских династии ???


Какая Турция ?
Который после развала Османской империи решил обосновать своё государство почему то в Армянском нагорье?
А не понимаю почему Турки кочевники из Алтая не создали своё государство на территории Болгарии или Венгрии или на Африке почему именно там где почти всё принадлежал армянам и ассирийцам ???
Зачем вам исторический память?
Eсли у вас не било исторического прошлого!
Аватара пользователя
Hayk
падишах
 
Сообщения: 241
Фото: 12
Регистрация: 23 дек 2008

А не понимаю почему Турки кочевники из Алтая не создали своё государство на территории Болгарии или Венгрии или на Африке почему именно там где почти всё принадлежал армянам и ассирийцам ???


Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

А не понимаю почему Турки кочевники из Алтая не создали своё государство на территории Болгарии или Венгрии или на Африке почему именно там где почти всё принадлежал армянам и ассирийцам ???



Это неправильные пчелы и они дают неправильный мед....

Бесполезняк вести этот односторонний разговор.
Я думаю, что всем республикам российским пора бы тоже отдать их земли, а исконно русскую территорию - раздать древлянам, волонянам и прочим, таковые обязательно найдутся. Да восторжествует справедливость наконец-таки УЖЕ!!! Ай да!!!!!
Изображение
Аватара пользователя
Lile
Süper gelincik
 
Сообщения: 4333
Фото: 41
Регистрация: 25 мар 2005

исконно русскую территорию - раздать древлянам, волонянам и прочим, таковые обязательно найдутся.


Кому отдать? Древлянам и волонянам? Есть статистика по существованию этих народов и их численности?
Они до сих пор племенами живут?)
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

В Азии в VI-VII вв. тюрки создали державу, которой дали свое имя - Тюркский каганат. Каган, хакан, или хан - так назывался у тюрков (а затем и у монголов) верховный правитель, "царь". Как и держава азиатских хуннов, каганат раскинулся на громадной территории - от Хуанхэ до Каспия, от Тибета до Приуралья...
Начиная с VI в. о тюрках - именно о тюрках - заговорили уже не только китайские, но и армянские, византийские и иранские хроники. "Торки" - называют их армяне и иранцы, "туркои" - записывают их самоназвание византийцы. Наконец, и сами тюрки дают о себе знать будущим историкам: в Северной Монголии, на реке Орхон, в Южной Сибири, по берегам Енисея и его притоков, они высекают на скалах рунические письмена в память о важнейших событиях, происходивших здесь в VII-VIII столетиях. Руны, слагающие слово "тюрк", выбиты на каменной поверхности теми, кто сам себя так называл.

Историческая судьба Тюркского каганата сходна с державой хуннов: в начале VII в. он разделился на западный, или среднеазиатский, и восточный, центральноазиатский. Первый просуществовал до 740 г., второй - до 745 г. После этого имя "тюрк" оттесняется на задний план вместо него появляется множество наименований тюркских племен, выступающих самостоятельно: карлуки, кангары, кыргызы, кыпчаки, тюргеши, уйгуры, хакасы, огузы, туркмены. Одни из них - карлуки, кангары, кыпчаки, огузы - позже исчезли, слившись с соседними народами, другие - кыргызы, уйгуры, хакасы, туркмены - дали название самостоятельным тюркским народам, существующим и ныне.

Вообще в раннее средневековье, после Великого переселения народов, многие прежние племенные объединения распадаются, а из их бывших составных элементов образуются зародыши будущих народностей. К примеру, германские племена разделились на франков, англов, саксов, готов, вандалов и др., из недр славянского союза вышли чехи, поляки, сербы, хорваты, восточные славяне и др. В это время происходят не только большие этнические перемены, но и революци-онные социальные сдвиги. Феодализм, новая социально-экономическая формация, оттесняет прежние родоплеменные отношения у "варварских" народов и наносит сокрушительный удар по рабовладельческому обществу в государствах древней цивилизации. Рим, оплот рабовладения, падает под двойным натиском - "варваров" и восставших рабов. На Западе лишь Византия, а на Востоке - Китай смогли устоять перед наплывом новых народов. Но и они становятся феодальными империями.

В VII в. основным ареалом азиатских тюрков стала обширная область в Средней Азии, получившая в иранских языках название "Туркестан" (Тюркский стан, Страна тюрков). Однако уже в VIII в. большую часть Туркестана завоевали арабы, создавшие новую гигантскую державу средневековья - Арабский халифат. Среднеазиатские тюрки признали власть халифа, стали его союзниками, среди них начала распространяться религия завоевателей - ислам. Арабские летописцы часто называют все тюркские племена (хотя им известны и их отдельные племенные этнонимы) общим словом "турк", или, в форме множественного числа, образованного по законам арабской грамматики, - "атрак". В этом сказалась не только письменная традиция тех авторов, через которых историографы-арабы познакомились с тюрками (вспомним: "торки" у иранцев и армян, "туркои" у византийцев). Имя "тюрк" отражало и общее этническое самосознание всех тюркских племен Средней Азии, помнивших свое прошлое.

Среднеазиатские тюрки не долго терпели господство арабов. Уже в IX в. они создают свою державу во главе с ханом Огузом, вождем огузских племен. Огузы вытесняют из Средней Азии своих соперников - печенегов, другое тюркское племя. Печенеги уходят в русские степи, но там встречают отпор Киевской Руси, перекочевывают на Балканы и попадают под власть Византии. Приняв христианство, они оседают на землю, служат в войсках византийцев.

Границы огузского государства доходят до приволжских степей. Тут оно сталкивается с соперничеством Хазарского каганата и Волжской Булгарии. В борьбе с ними огузы находят мощного союзника - Киевскую Русь, находящуюся в расцвете своих сил. Русские летописи называют огузов торками, то есть тюрками. И это примечательно: значит, огузы ощущали себя частью тюркской этнической общности... В 965 г. князь Святослав заключает с огузами-торками военный договор. Под ударами русов и торков падает каганат "неразумных хазар". В 985 г. князь Владимир в союзе с торками двинулся в поход по Волге против булгар. Княжеская дружина плыла в ладьях, а торки-всадники ехали берегом. Волжская Булгария потерпела поражение.

Но уже начинается кризис огузской державы. На юге ее владений усиливается род Сельджуков, многочисленный клан огузского племени. Он собирает вокруг себя племена, недовольные властью хана. А в середине XI в. в Туркестан врываются новые тюркские пришельцы из Центральной Азии - кыпчаки. Часть огузов под их натиском уходит к границам Киевской Руси и дальше, на Балканы, в Византию. Русские князья селят своих бывших союзников в пограничных укреплениях. Огузы-торки основывают здесь на берегу Стугны свой город - Торческ и постепенно сливаются с русами. Вместе с русскими князьями они сдерживают набеги кыпчаков, или, по-русски, половцев, участвуют в походах против них. Один из таких походов описан в "Слове о полку Игореве". Византийцы также расселяют в своих владениях бежавших огузов. "Узы" - так записали их имя византийские хронисты - принимают христианство, оседают на землю, служат в византийских войсках, иными словами - повторяют судьбу печенегов. Отголосок этнонима "огуз", или "уз" дожил до наших дней в названии гагаузов - тюркского народа, живущего в Болгарии, Молдове и на Украине. (По другой версии, это название произошло от имени Кейкавуса - одного из сельджукских султанов, который переселился в Византию, спасаясь от своих противников, в XII в.)

Другая часть огузов спаслась от кыпчаков, уйдя на самый юг Средней Азии и дальше в Хорасан, северо-восточную область Ирана. Здесь они приняли покровительство усилившегося клана Сельджуков. И вскоре на арену истории выходит новое этническое образование - туркмены, или, точнее, тюркмены. А юг Средней Азии получает название "Тюркменистан" - Туркмения.
Аватара пользователя
amax
Site Admin
 
Сообщения: 439
Фото: 4
Регистрация: 04 апр 2006

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА БАЛКАНАХ В 1815-1829 ГГ.

Русско-турецкая война 1806-1812 гг. оказала большое влияние на развитие борьбы балканских народов за национальное освобождение. Помощь, оказанная Россией сербским повстанцам, открыла перспективы создания самостоятельного Сербского государства. Однако в силу ряда причин этот процесс оказался долгим и трудным. Нашествие Наполеона на Россию позволило Порте нарушить Бухарестский мирный договор, гарантировавший сербам автономные права, и жестоко расправиться с участниками освободительной борьбы. Однако сербский народ не покорился, и в 1815 г. вспыхнуло новое восстание в Сербии. Хотя второе сербское восстание не было столь же мощным, как первое, но дипломатическая поддержка России заставила в конечном итоге султанское правительство пойти на мирные переговоры и обещать сербам автономию во внутренних делах.

Пример сербов вдохновил и другие балканские народы на борьбу против турецкого ига. В 1821 г. в ряде районов Балкан начались антитурецкие выступления, подготовленные членами тайной организации I "Филики этерия" ("Дружественное общество"). Участник этого общества и командир отряда румынских добровольцев, сражавшихся на стороне России в русско-турецкой войне 1806-1812 гг., Тудор Владимиреску возглавил народную борьбу против господарей - султанских ставленников в Валахии. Один из руководителей "Филики этерия" А. Ипсиланти в марте 1821т. начал антитурецкое выступление в Молдавии. Одновременно вспыхнуло восстание в Греции. Начавшись в апреле 1821 г. в Морее, оно распространилось на значительную часть Балканского полуострова. Его размах и сила вызвали замешательство в османской правящей верхушке. Основные турецкие силы в Румелии были заняты в то время борьбой с Али-пашой Янинским. Махмуд II прибег к тактике запугивания. Разжигая религиозный фанатизм мусульман, он объявил "священную войну с неверными". В столице было убито свыше 10 тыс. греков, в том числе греческий патриарх. Греческие погромы, сопровождавшиеся убийствами и грабежами, прокатились по империи. Однако ни карательные экспедиции, ни жестокие насилия янычар не остановили развития восстания.

Оказавшись не в состоянии подавить национально-освободительное движение греческого народа, султан Махмуд II вынужден был обратиться за помощью к египетскому паше Мухаммеду Али, который к этому времени был уже фактически независимым правителем своей страны. Согласившись предоставить султану свою организованную по европейскому образцу армию, Мухаммед Али добился за это передачи ему прав на управление Сирией и о. Критом. В 1825 г. египетский экспедиционный корпус под командованием сына правителя Египта Ибрагим-паши высадился в Морее и начал опустошительную и грабительскую войну. Превосходя по своей численности, вооружению и боевой выучке силы греческих повстанцев, египетские войска в 1827 г. сумели подавить основные очаги восстания. Ситуация для греков стала критической. Лишь активные действия России не позволили Порте добиться полного "умиротворения" Греции. Героическая борьба греческого народа вызвала горячее сочувствие передовой общественности Европы. В самое тяжелое время турецкого наступления в Грецию поехали добровольцы, среди них был Дж. Байрон. В его последнем стихотворении, написанном в осажденном городе Мисолунги, есть такие строки:

О Греция! Прекрасен вид

Твоих мечей, твоих знамен!

Спартанец, поднятый на щит,

Не побежден.

(Пер. И.Ивановского)

Отношение просвещенной России к греческому восстанию прекрасно выразил А.С. Пушкин: "Я твердо уверен, что Греция восторжествует, и 25 000 000 турков оставят цветущую страну Эллады законным наследникам Гомера и Фемистокла".

Однако правительства европейских держав в течение долгого времени не хотели устанавливать контакты с "мятежниками". Доктрина "Священного союза", созданного в 1815 г. Австрией, Пруссией и Россией для охраны "законных прав" монархов, распространялась и на владения турецкого султана. Положение изменилось лишь в 1826 г., когда Николай I, пытаясь восстановить в глазах российской общественности свой авторитет, подорванный расправой с декабристами, выдвинул требование предоставить Греции полную автономию и стал открыто готовиться к войне с Турцией. По инициативе России в Петербурге был подписан англо-русский протокол 1826 г., на его основании обе державы, к которым присоединилась и Франция, потребовали от султана прекращения военных действий против греков и предоставления им автономии.

Махмуд II, зная о том, что каждая из европейских держав преследует свои цели при решении греческого вопроса, отклонил предъявленный ему ультиматум. Будучи уверен, что разногласия помешают державам в данный момент выступить сообща, он занялся созданием регулярной турецкой армии. Его позицию не поколебало и второе обращение России, Англии и Франции, угрожавших применить силу в случае отказа Порты предоставить Греции автономию. Даже после Наваринского сражения 20 октября 1827 г., когда соединенная англо-франко-русская эскадра разгромила у берегов Греции турецко-египетский флот, Махмуд II продолжал отказываться от уступок. Объявив "священную войну" России как главной виновнице Наваринского разгрома, Порта полагала, что другие державы воздержатся от участия в военных действиях. Этот расчет оказался правильным. Однако султанское правительство не учло других важных обстоятельств - крайней слабости турецкой армии и активной поддержки русских войск балканскими народами. Военные действия, начавшиеся в мае 1828 г., шли одновременно на Балканах и на Кавказском фронте. Перелом в войне наступил в 1829 г., когда армия И.Ф. Паскевича овладела Эрзурумом, а армия И.И. Дибича, совершив обходный маневр через Балканские горы, заняла Адрианополь (Эдирне) и вышла на дальние подступы к османской столице. Одновременно русские эскадры установили блокаду Босфора и Дарданелл. В Стамбуле началась паника и Порте пришлось срочно просить мира.

Условия Адрианопольского мира, подписанного в сентябре 1829 г., предусматривали присоединение к России грузинских и армянских областей, освобожденных русскими войсками. Подтверждалось право России на свободное судоходство через проливы. Порта обязывалась предоставить автономию Сербии и расширить автономию Молдавии и Валахии. По этому же договору получила автономию и Греция, а в следующем году она была признана независимым королевством. Важнейшим следствием событий, связанных с греческим восстанием, было прямое вооруженное вмешательство великих держав в османские дела. Отметим также, что в 1830 г. французы высадили свой десант близ Алжира, начав завоевание этой провинции Османской империи. Султанские власти оказались перед угрозой дальнейшего расчленения их владений. Ситуация вынуждала Порту на более радикальные преобразования во имя сохранения целостности государства. Реформы Махмуда II. Правящая верхушка Османской империи вновь встала на путь создания феодально-абсолютистского государст-ва. О реальности подобной цели свидетельствовал успех деятельности египетского наместника Мухаммеда Али, сумевшего добиться укрепления центральной власти, организации сильной армии и флота, ускорения экономического развития Египта.

Его опыт был широко использован османскими реформаторами, объединившимися вокруг султана Махмуда П. Он начал с борьбы против феодального сепаратизма в Румелии и Анатолии. В конце 1812г. французский посол граф Андреосси сообщал из Стамбула: "Султан проводит в жизнь закон, который он составил: уничтожить одного за другим вождей, которые не принимают его власть". Первым из таких "вождей" стал Али-паша Янинский. Однако сломить его сопротивление удалось лишь в 1822 г. Причиной тому была крайне низкая боеспособ-ность янычарского войска. Еще более упал престиж янычар в ходе греческого восстания. Обыгрывая это обстоятельство, Махмуд II в 1826 г. добился согласия высшего духовенства на оформление нового регулярного войска - "эшкенджи" в 8 тыс. солдат под руководством египетских офицеров.

Султанский фирман вызвал вскоре ответную реакцию: янычары взялись за оружие и разгромили дворец великого везира. Начавшийся мятеж был использован Махмудом II для уничтожения янычарского корпуса. Восставшие, насчитывавшие, по разным оценкам, от 10 до 20 тыс. человек, были окружены регулярными войсками и расстреляны огнем артиллерии. В течение одного дня (15 июня 1826 г.) было убито около 6-7 тыс. янычар, остальные 15-20 тысяч были сосланы или распределены по другим частям. Ликвидация янычарского корпуса позволила расширить масштабы реорганизации армии и добиться затем определенных успехов в борьбе с сепаратизмом. К началу 30-х годов Порте удалось сокрушить господство крупнейших аянов в Румелии и Анатолии. Все эти меры способствовали значительному усилению султанской власти.

На протяжении 30-х годов был проведен ряд преобразований в сфере государственного и административного устройства, финансов, права, культуры. Важное значение имела окончательная ликвидация сипахийской системы. Большая часть из 25 тыс. тимаров и зеаметов, отобранных у их владельцев, перешла в государственный фонд, но около трети их превращено в частные владения. Упразднение сипахийской системы не означало коренного изменения в производственных отношениях в деревне. Оно представляло собой лишь законодательное оформление реально существовавших аграрных порядков, характерной чертой которых являлось господство частнофеодального землевладения. Этот акт не привел к уничтожению традиционных методов эксплуатации крестьян. Оставаясь по-прежнему держателями земли, они вынуждены были отдавать до половины урожая в качестве арендной платы, а также в виде десятины (ашара) и других налогов государству.

Вслед за ликвидацией тимаров Порта провела реформу административного устройства. Всю империю разделили по территориальному признаку на вилайеты (губернии) и санджаки (уезды), во главе которых были поставлены назначаемые центральной властью чиновники. Реорганизация государственного аппарата нашла свое отражение в организации ряда министерств по европейскому образцу. Была возобновлена введенная при Селиме III практика постоянных посольств в Париже, Вене, Лондоне и Берлине, стала налаживаться сеть почтовой службы. По примеру Мухаммеда Али Махмуд II предпринял ряд шагов для развития светского образования. При Порте была создана канце-лярия переводчиков, ставшая основным центром подготовки османских дипломатов. Группа молодежи была послана для учебы в Европу. В самой столице открылись медицинское училище, общевойсковое во-енное и морское инженерное училища. Вслед за Каиром и в Стамбуле с 1831 г. начала выходить первая правительственная газета "Таквими векаи" ("Календарь событий"), издававшаяся на турецком и французском языках. Под влиянием усилившихся связей с Западом различные новшества стали проникать и в бытовую жизнь османских горожан. А.С. Пушкин с иронией писал:

Стамбул отвык от поту битвы

И пьет вино в часы молитвы.

Именно в это время феска стала основным головным убором, сменив чалму и тюрбан. Осуществленные Махмудом II нововведения являлись реализацией планов Селима III о преобразовании Османского государства.. можно отнести к числу тех реформ, которые К. Маркс характеризовал как "попытки турецкого правительства стать на путь цивилизации" этом отношении они имели прогрессивное значение для турецкого общества. Однако реформы Махмуда II во многом утрачивали св. позитивное содержание, поскольку они не меняли сложившихся общественных порядков и турецкого господства над покоренными народам! К тому же османская правящая верхушка явно опоздала с их проведением и они уже не могли восстановить полную самостоятельность во внешней и внутренней политике и предотвратить дальнейшие территориальные потери.
Аватара пользователя
amax
Site Admin
 
Сообщения: 439
Фото: 4
Регистрация: 04 апр 2006

Византийская империя знала турок уже давно. Проект турецко-византийского союза существовал во второй половине VI века. Турки служили в Византии как наемники, а также - в дворцовой гвардии. Их было немало в рядах арабских войск на восточных рубежах империи. Турки принимали активное участие в осаде и грабеже Амория в 838 году. Но все эти сношения и столкновения с турками до XI века не имели важного значения для империи. С появлением в первой половине XI века на восточной границе турок-сельджуков обстоятельства изменились.

Сельджуки (или сельджукиды) были потомками туркменского князя Сельджука, находившегося около 1000-го года на службе у одного из туркестанских ханов. Из киргизских степей Сельджук со всем своим племенем переселился в Бухарскую область, где он и его народ приняли ислам. Вскоре сельджуки настолько усилились, что два внука Сельджука во главе своих диких туркменских полчищ могли уже произвести нападение на Хорасан.

С середины же XI века сельджуки стали играть важную роль и в истории Византии, угрожая ее пограничным провинциям в Малой Азии и на Кавказе. Уже раньше было отмечено, что в сороковых годах XI века, при императоре Константине IX Мономахе, Армения с ее новой столицей Ани была присоединена к Византии. Но последнее обстоятельство лишило бывшее Армянское царство его значения, как государства-буфера между империей и турками, по крайней мере, на северо-востоке. Наступая после этого в Армению, сельджуки наступали уже на византийскую территорию. Одновременно с этим сельджуки стали продвигаться и в Малую Азию.

Во время энергичного, хотя и кратковременного правления Исаака Комнина восточная граница успешно оборонялась против натиска сельджуков. Но с его падением антивоенная политика Константина Дуки ослабила военные силы Малой Азии и тем облегчила вторжение сельджуков в византийские пределы. Может быть, центральное правительство, по мнению одного историка, даже не без удовольствия "взирало на несчастье этих упорных и гордых провинций". "Восток, подобно Италии, поплатился страшными потерями за ошибки столичного правительства". При Константине Х Дуке и после его смерти, во время семимесячного регентства его жены Евдокии Макремволитиссы, второй по счету султан сельджукидов Алп Арслан завоевал Армению со столицей Ани и опустошил часть Сирии, Киликию и Каппадокию. В главном городе последней, Кесарии, турки ограбили главную святыню города - церковь Василия Великого, где хранились мощи святого. Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака (1071-1078): "При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто".

В таких обстоятельствах военная партия нашла правительнице Евдокии мужа в лице энергичного Романа Диогена. Новый император предпринял несколько походов против турок, из которых первые были довольно удачны. Но разноплеменное войско, состоявшее из македонских славян, болгар, узов, печенегов, варягов, франков, под которыми в это время в Византии разумели вообще представителей западноевропейских народностей, не являло собой хорошо организованного и обученного войска, способного с успехом противостоять быстрым движениям турецкой конницы и системе быстрых и смелых кочевых набегов (nomadic attacks). Особенно ненадежны в рядах византийского войска были составлявшие в нем легкую конницу узы и печенеги, которые при столкновении с турками тотчас же почувствовали с последними племенное родство.

Последний поход Романа Диогена закончился для него роковой битвой в августе 1071 года при Манцикерте (Маназкерт, теперь Мелазгерд) в Армении, на север от озера Ван. Незадолго до сражения отряд узов со своим вождем перешел на сторону турок. Это вызвало большое беспокойство в войске Романа Диогена. В пылу завязавшейся битвы один из византийских военачальников распустил слух о поражении императорского войска, которое, будучи охвачено паникой, обратилось в бегство. Геройски сражавшийся Роман Диоген был захвачен в плен турками и с почетом встречен Алп Арсланом.

Между победителем и побежденным был заключен "вечный" мир и дружественный договор, главные пункты которого мы узнаем из арабских источников: 1) Роман Диоген получал свободу за уплату определенной суммы; 2) Византия должна была платить Алп Арслану ежегодно крупную сумму денег; 3) Византия обязывалась возвратить ему всех пленных турок. Роман, после возвращения в Константинополь, нашел престол занятым Константином Х Дукой и, подвергшись ослеплению, вскоре умер.

Сражение при Манцикерте имело серьезные последствия для империи. Хотя, согласно соглашению. Византийская империя, вероятно, не уступала Алп Арслану никакой территории, ее потери были весьма велики, так как армия, защищавшая малоазийскую границу, была уничтожена и империя была не в состоянии противостоять последующему продвижению турок. Печальное положение империи было еще больше осложнено слабой "антимилитаристской" администрацией Михаила VII Дуки. Поражение при Манцикерте было смертельным ударом для византийского господства в Малой Азии, этой важнейшей частью Византийской империи. После 1071 года больше не было византийской армии, способной оказывать сопротивление туркам. Один исследователь заходит столь далеко, что утверждает - после этой битвы все византийское государство было в руках турок. Другой историк называет это сражение "часом смерти великой Византийской империи" и продолжает: "хотя его последствия во всех его ужасных аспектах не проявились сразу, восток Малой Азии, Армении и Каппадокия - провинции, которые были домом для стольких знаменитых императоров и воинов и которые составляли основную силу империи - были потеряны навсегда, и турок поставил свои палатки кочевника на руинах древней римской славы. Колыбель цивилизации оказалась добычей грубой силы и исламского варварства".

После катастрофы 1071 года и до вступления на престол Алексея Комнина в 1081 году, турки пользуются беззащитностью страны и внутренними раздорами империи, где та или другая партия не задумываясь приглашали их к себе на помощь и тем самым все глубже вводили во внутреннюю жизнь государства. Турки доходили по Малой Азии отдельными отрядами до ее западных границ. Поддерживая, например, Никифора Вотаниата в его стремлении захватить престол, турки дошли с ним до Никеи и Хрисополя (теперь Скутари, напротив Константинополя).

К тому же после смерти Романа Диогена и Алп Арслана ни турки, ни империя не считали себя связанными договором, заключенным этими правителями. Турки использовали любую возможность для грабежа византийских провинций Малой Азии и, по словам современного событиям византийского хрониста, входили в эти провинции не как бандиты-налетчики, но как постоянные хозяева. Это утверждение, конечно, является преувеличением, по крайней мере для периода до 1081 года. Как писал Ж. Лоран: "В 1080 году, через 7 лет после первого появления на берегах Босфора, турки еще нигде не утвердились. Они не основали государства и представляли собой лишь блуждающих и неорганизованных грабителей". Преемник Алп Арслана передал командование военными силами Малой Азии Сулейману-ибн-Куталмышу, который занял центральную часть Малой Азии и позже основал Румийский, или Малоазийский, султанат. Ввиду того, что его столицей был красивейший и богатейший византийский город Малой Азии Иконий (совр. Конья), это государство сельджукидов часто называется Иконийским султанатом. Благодаря своему центральному положению в Малой Азии, новый султанат распространил свою власть как до Черного моря на север, так и до Средиземного моря на юге и стал опасным соперником империи. Турецкие войска продолжали продвигаться на запад, тогда как византийские войска не были достаточно сильны для того, чтобы противостоять им.

Продвижение вперед сельджукидов и, возможно, угрожающие перемещения северных узов и печенегов к столице побудили Михаила VII Дуку Парапинака в начале своего царствования обратиться за западной помощью и отправить послание папе Григорию VII, с обещанием отплатить за помощь папы содействием в воссоединении церквей. Григорий VII отреагировал благосклонно и послал целую серию посланий западноевропейским властителям и "всем христианам" (ad omnes christianos), в которых утверждал, что "язычники оказывают сильное влияние на христианскую империю и с неслыханной жестокостью разоряют все, практически до стен Константинополя ". Однако призывы Григория ни к каким реальным результатам не привели и никакая помощь с Запада послана не была. Папа тем временем оказался втянутым в длинную и жестокую борьбу за инвеституру с немецким королем Генрихом IV. К моменту восшествия [на престол] Алексея Комнина стало очевидно, что продвижение на запад сельджукидов является смертельной опасностью для империи.
Аватара пользователя
amax
Site Admin
 
Сообщения: 439
Фото: 4
Регистрация: 04 апр 2006

В этнониме "тюркмен" явно проглядывает старое слово "тюрк". Однако происхождение названия туркменского народа вызывает у историков много споров. Его пытались объяснить еще средневековые ученые - Бируни, Махмуд Кашгари, Рашид ад-Дин. Они выдвинули несколько остроумных, но сомнительных версий. По одной из них, название "тюркмен" образовано из прежнего этнонима "тюрк" и местоимения "мен" (я), т.е. означает "тюрк я". Но почему вдруг понадобилось туркменам отстаивать свое тюркское происхождение? В этом ни они сами, ни их соседи никогда не сомневались. Согласно другой точке зрения, в имени "тюркмен" соединились слова "тюрк" и "иман" (по-арабски "вера", "религия"), вместе это означало "верующий тюрк", "тюрк-мусульманин". Согласно третьей гипотезе, оно произошло от сложения слов "тюрк" и "маненд" (иранское прилагательное, значащее "похожий", "подобный").

Наконец, еще одна версия выводит происхождение названия "тюркмен" из арабского слова "тарджуман" - драгоман, переводчик, толкователь. По ней, туркмен - толкователь ислама, т.е. тюрк, обращенный в ислам и распространяющий его дальше, среди остальных тюрков. Все эти построения явно надуманы. И лишь одно в них не вызывает сомнения - отправная точка. Действительно, все версии исходят от имени "тюрк", и, вероятно, именно здесь кроется истина.

Окончание "-мен" или "-май" характерно для некоторых тюркских имен существительных, например, в турецком: ойретмен (учитель), данышман (советник). Причем иногда это окончание придает слову несколько иной оттенок значения по сравнению с корнем: ата (отец) -атаман (предводитель), гшк (голубой) -гёкмен (голубоглазый), гель (озеро) - гёльмен (водоем). То же произошло и с корнем "тюрк" - он принял окончание "мен". Такое чисто морфологическое развитие этнонимов обычно отражает существенные этнические перемены: выделение нового народа. Новообразующийся этнос как бы стремится, с одной стороны, иметь обновленное название, а с другой - подчеркнуть связь со своими предками.

Этноним "тюркмен" существовал и до массового распространения ислама в Средней Азии: он встречается в согдийских и китайских источниках еще в начале VIII в. Видимо, обособление туркмен от других тюрков шло давно. Откочевавшие на юг огузы лишь ускорили этногенез туркмен.

К концу XI в. туркменские и огузские племена вплотную приблизились к Малой Азии. Они словно заняли исходные позиции, чтобы под предводительством вождей из рода Сельджуков пуститься в дальнейший путь на запад, в ту страну, которая позже получит название Турция. Но это были уже кочевники (вернее, полукочевники: часть их освоила оседлое земледелие), очень сильно отличавшиеся от древних тюрков и расовым типом, и языком, и культурой. В своем долгом и длинном пути от Алтая до границ Анатолии они вобрали так много нетюркских элементов, что в этническом отношении изменились неузнаваемо. А дальнейшая история тех из них, что переселились на территорию современной Турции, связана уже не со Средней Азией, тем более не с Центральной Азией, где располагался ареал зарождения их тюркских предков, а с Анатолией и Балканами.
Аватара пользователя
amax
Site Admin
 
Сообщения: 439
Фото: 4
Регистрация: 04 апр 2006

Модератор

basarili_007

Фильтры

След.Пред.

Навигация

Вернуться в История Турции

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1