Пера или Бейоглу?

Все вопросы истории Турции, близлежащих государств и государств, ранее находившихся на территории Турции
Еще в прошлом столетии иностранцы,проживающие в Стамбуле называли Бейоглу Перой.Само название восходит к периоду Визинтийской империи,когда незаселенная территория города, называлась Пера,что означало противоположный берег.Турки называя Пера Бейоглу,подразумевали гораздо обширную площадь, нежели иностранцы.
Существует несколько версий возникновения названия Бейоглу.

1.Одна из них гласит,что во времена султана Фатих Мехмета,одному из понтийский принцев,принявшему ислам,Алексию Комнину было разрешено проживать здесь.
2.Согласно второй версии ,в этом квартале проживал сын венецианского посла Луиджи Гиритти.,женившийся на анатолийской гречанке. Между собой турки называли его "сын господина", то есть "Бейоглу".Его усадьба располагалась на границе с Таксимом.
3.Самая последняя версия состоит в том, что название Бейоглу возникло во время переписки между султаном Сулейманом Великолепным и венецинаским послом.

Следует отметить,что до определенного времени Пера пустовала и была незаселенной.Активно заселялись районы Беязит,Сарайбурну,Едикуле,Аксарай,Джерахпаша,а также Галата.Именно Галата,начиная с 13 века являлась основным цетром притяжения иностранных торговцев,а жителями Галаты стали знаменитые генуэзские купцы.
Начиная с тысяча девятьсот четыреста второго года,иностранные консульства находившиеся в Галате,стали перебираться в Бейоглу.Началось "освоение" территории между Галатасараем и Тюнелем.В семнацатом веке,заселение достигло райнов Касымпаши и Топхане.
Большая часть населения данных кварталов была представлена генуэззцами и греками. После завоевания Стамбула,часть их покинула город,а часть образовала левантийскую прослойку населения.
Согласно документу 15 века,турок в Галате проживало очень мало.Однако остальные райны города,такие как Топхане,Фындыклы,Кабаташ,некоторые улицы по дороге из Галатасарая в Топхане,Бешикташ были заселены турецкими поддаными.Несмотря на это, в районе башни Галата преобладали в основном греки,армяне,евреи,левантийцы и иностранные переселенцы.Хотя Галата стала оживленным торговым цетром,здесь почти не было мечетей и медресе.Причина была довольно банальной-нехватка воды.Только в девятнацатом веке,когда была организована подача воды из озера Теркос,нехватку воды частично восполнили.Во время правления Абдул Хамида,из 60 различных источников,с помощью железных труб набрали воду,которая предназначалась для Бейоглу.В Стамбуле началась продажа воды из Теркоса и Эльмалы частным лицам.
Между 1860-1864 годами в Галате стали отстраивать новые улицы.Одновременно вышел запрет о строительстве деревянных домов,чтобы избежать пожаров.В тысяча восемьсот семьдесят третьем году открылся туннель,связывающий Галатасарай и Бейоглу.В этот период на Пере появились не только иностранные посольства,но и иностранные страховые фирмы и банки. Необыкновенный район Стамбула напоминал европейский город.Вполне возможно,что благодаря особому западному духу, один из султанов решил переселиться поближе,переехав во Дворец Долмабахче.В тысяча девятьсот тринадцатом году между Бейоглу и Шишли был пущен трамвай.
С установлением республики постепенно стал меняться облик Бейоглу,старые усадьбы превратились в лавки,а старинное название Пера после исчезновения из официальных документов,навсегда было вытеснено Бейоглу.


По материалам журнала Ельпазе
Аватара пользователя
smeshinka
Добрая ВрединА) (Clubber)
 
Сообщения: 476
Фото: 5
Регистрация: 20 июл 2004

Бейоглу (Beyoğlu) — район на северном берегу Золотого Рога, новый город напротив Старого Константинополя.

Здесь издавна селились иностранцы и иноверцы: генуэзские купцы когда-то основали на берегу залива колонию Галата (Galata) и добились у византийского императора почти полной экстерриториальности; даже местный губернатор назначался из Генуи. Символ независимости итальянской колонии — суровая Галатская башня — до сих пор возвышается над Золотым Рогом. В общем, Галата в Константинополе была чем-то вроде немецкой Лефортовой слободы в Москве — но это как если бы Франц Лефорт был богатый и могущественный, а царь Петр — бедный и жалкий.

Так дальше и повелось. При турках Галата продолжала оставаться европейским кварталом, населенным итальянскими моряками и купцами (еще не так давно лодочники-турки, причаливая, кричали «Guarda!» — как венецианские гондольеры).

Но жили здесь и мавры, изгнанные из Испании, и арабы; армяне были банкирами, а греки держали таверны; из галатских виноградников рекой текло вино, и турецких детей пугали нечестивой Галатой, где якобы день и ночь валяются на улице пьяницы.

Когда на берегу стало тесно, Галата стала карабкаться наверх. На склоне холма выросла респектабельная Пера (чье название происходит от греческого «за» — «за Галатой»).

Здесь встали роскошные дворцы иностранных посольств, а центральную улицу назвали на французский лад — Grande Rue de Pera. Сейчас весь район носит турецкое имя Бейоглу; Пера стала улицей Независимости (İstiklal Caddesi), но старое название до сих пор в ходу.

Хотя золотые времена канули в прошлое вместе с Турецкой империей, дух вольнодумства до сих пор в высшей степени свойствен этим кварталам. Это центр ночной жизни города — большая часть баров и ночных клубов Стамбула находится именно здесь.


В районе площади Таксим город — особенно по вечерам — больше всего похож на европейскую столицу.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

[ URL ]
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Бейоглу, старый стамбульский квартал, - это все многообразие Турции на одном пятачке. Здесь всегда царил дух неистощимого веселья: хиппи и трансвеститы, богема и рокеры придали Бейоглу особый колорит

В залитом яркими красными, желтыми и голубыми огнями баре "Хайям" все хором поют застольную песню: "Вечер настал, и мы будем веселиться". Вдруг женщины, а среди них нет ни одной моложе пятидесяти, бросаются к мужчинам и начинают танцевать. Что это - танец живота? Вальс? Танго? Во всяком случае, выглядит эротично. Они танцуют, кричат, смеются, а крашеная блондинка в центре зала начинает рассказывать свою историю.

Она была известной балериной. Но как-то раз, катаясь на роскошном лимузине, попала в аварию и сломала ногу. Ее дедушкуабхаза когда-то сослали в Сибирь. Но он сбежал, украл русскую девушку и увез ее в Трабзон. "А меня зовут Эбру Чилем - Пламенеющее Страдание", - говорит турагентства Санкт Петербурга. Здесь не будут выяснять, что в этой истории правда, а что плод буйного воображения. В Стамбуле сбываются подчас любые фантазии.

Снаружи тоже бурлит жизнь. В полночь мимо "Хайяма" проходят толпы людей. Бордель мадам Манукян, которая много лет была самой крупной налогоплательщицей в городе, закрывается. И девушки, еще недавно расхаживавшие в нижнем белье под жадными взглядами юных пролетариев, скромно покрыв головы платками, идут домой. В рок-кафе на первом этаже сидят хиппи. А техно-поколение привлекают бары "Милленниум" и "Магма", где играют хаус и хип-хоп. Совсем другой стиль в "Тюркю-баре". В струнном ансамбле плачет голос саза, пол застелен коврами, на стенах фотографии крестьянок, пекущих лепешки... Холм Бейоглу сердце десятимиллионного города, лежащего между Европой и Азией. Отсюда открывается вид на Босфор, и лишь бухта Золотой Рог отделяет Бейоглу от Старого города: ипподрома, дворца Топкапы, АйяСофии и Голубой мечети.

Бейоглу - символ противоречий современной Турции: когда телевизионщики хотят получить интервью у "простого народа", они устанавливают камеры именно здесь: разнообразие мнений обеспечено. Консерваторы считают Бейоглу очагом заразы, губящей страну: "Это источник преступлений и безнравственности. По этому греховному болоту нужно проехать бульдозерами!".

Городские власти Стамбула снесли сотни зданий в Бейоглу, прокладывая автостраду. Они пытались закрыть бордели и объявили войну алкоголю. Но Бейоглу выстоял. Открывались новые кафе и бары, а продажа спиртного в розлив получила благословение властей в обмен на щедрые пожертвования...
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Век назад Бейоглу превратился в район крупной буржуазии. Улицу Истиклаль застроили роскошными зданиями в стиле модерн. Здесь прогуливались дамы в шляпках и с зонтиками от солнца, возводились посольские особняки. В "Пера Паласе", с его лепниной и коваными решетками, останавливались Мата Хари, Лев Троцкий, Александр Вертинский. Карнавальный Бейоглу был сердцем многонационального города. Выбирая ткани в здешних лавках, покупательницы легко переходили с турецкого на французский, греческий и ладино - язык переселившихся сюда сотни лет назад евреев.

Стамбул находился на перепутье разных народов, шедших со всех концов света, и кто только не оседал в лабиринтах Бейоглу! В XV веке - евреи, вытесненные из Испании. После 1848 года - разгромленные венгерские повстанцы. На этот берег, спасаясь от большевиков, высадились врангелевцы. Турецкий литератор Сайт Фаик писал: "Это особенный квартал, где живут турки, русские, армяне, несториане, арабы, цыгане, французы, левантинцы, хорваты, сербы, болгары, персы, афганцы, китайцы, татары, евреи, итальянцы и мальтийцы". А после войны в квартале появились курды, югославы, румыны и африканцы.

Сегодня в Бейолу снова бурлит жизнь и пешеходная улица Истиклаль как и прежде притягивает гуляк всех классов и сословий. Здесь хватает места и для элегантного бутика "Vacco", и для нищих курдов, торгующих фаршированными мидиями.

Здесь становится очевидным, что Стамбул - это город-полиглот. И хотя на стене может быть намалевано: "Люби эту страну или проваливай" - в Бейолу этот клич ультраправой партии "Серых волков" теряет смысл. Кого именно любить в этой стране? Гречанку Анну в баре "Хайям", на четверть русскую Эбру Чилем, бежавшего из Курдистана продавца мидий Мехмета, армянского прозаика Маргосяна, не пропускающего ни одного из положенных мусульманам молений набожного мясника Нури или транссексуалку Демет?

Проститутка Демет - одна из нескольких тысяч здешних транссексуалов и трансвеститов. В Бейолу она купила квартиру. Сидя под большим портретом Че Гевары, я слушаю ее незамысловатый рассказ о знаменитом районе. "Мне здесь хорошо. Бейолу - это другая республика. Здесь больше свободы. Больше терпимости.

Больше безумия. Мы все одно целое. Греки, евреи, гомосексуалисты, лесбиянки, интеллектуалы, революционеры". Они не любят друг друга, но признают право на жизнь других людей: и закутанных до самых глаз мусульманок, и европейских девушек в обтягивающих трико...

Вечером в "Месопотамском культурном центре" поют курдские песни, а в "Шафране" кельнер танцует на столе, за которым молодая дама курит "гавану". В баре "Жасмин" полно молодежи. Курды, яппи, рокеры - когда вечеринка окончена и солнце наконец встает над Босфором, все они мирно сидят в кафе "Благословение Аллаха", вытесненные с улиц бородачами из какой-нибудь исламской секты. И если Новый год и Рамадан, месяц большого поста, совпадают, то пьяные бродят по улицам Бейолу вместе с барабанщиками, которые в утренних сумерках напоминают верующим, что нужно еще успеть поесть перед дневным постом.

/forum/go/d2ef1ba8a5d6986290aacd39d2c21290
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Не всегда Бейоглу был местом шумных ночных веселий. О событиях в районе Бейоглу в 1955 году вспоминает сотрудник стамбульской полиции Сулейман Танъель (по книге Рыфата Бали "Воспоминания и свидетельства очевидцев о событиях 6-7 сентября 1955 года" (тур. 6-7 Eylül 1955 Olayları, Tanıklar-Hatıralar, 2010))


"Первыми очевидцами того, как начинались события 6-7 сентября 1955 года были я и мой сослуживец Асым Юрдакул, так как мы оба 6 сентября дежурили на проспекте Истикляль в районе Бейоглу. Если вы посмотрите в архивы полицейского управления, то вы увидите, что всё, что я вам говорю - правда.
Когда мы с Асымом несли службу возле Галатасарайского лицея, до нас дошли сведения, что в районе Асмалы Месджит в баре Андон что-то произошло. Это было известное место среди любителей ночного отдыха. Когда мы до него дошли, то увидели, что оно всё было буквально перевёрнуто вверх дном. Владелец заведения турок греческого происхождения Йорго, увидев нас, заплакал. События 6-7 сентября начались именно здесь. Йорго, сокрушался, причитая: "Я пропал! Всё кончено!" Мы хотели защитить находившиеся на проспекте Истикляль магазины, но оглядев происходящее вокруг, стало понятно, что мы вдвоём не в силах этого сделать. Улица была наполнена людьми, грабившими и разорявшими торговые лавки и магазины. Мы, как полиция, были бессильны в этой ситуации.
Я помню, что в те времена по вечерам выходила газета "Экспресс", где обычно печатались различные скандальные истории, зачастую правдивостью не отличавшиеся. В тот вечер в специальном втором выпуске газеты "Экспресс" под заголовком "Срочно! Срочно!" говорилось, что подверглись нападению мечеть в местечке Гюмюльджине (в Греции), в результате чего погибло шестьдесят турок, и дом Ататюрка с Салониках, в который кто-то бросил бомбу. Подавалось всё это как правдивые новости. Прочитавшие это люди высыпали на улицы. К тому же в тот период вопрос статуса острова Кипр стоял очень остро. Бывало, что по этому поводу случались и убийства.
Пока мы шли от Асмалы Месджит до Галатасарайского лицея, увидели, что подвергся нападению грабителей знаменитый магазин "Лион". Перед магазином "Лион" я вытащил своё табельное оружие и попытался воспрепятствовать грабителям. В этот момент меня кто-то схватил за плечо. Это были Мюмин Яманоглу - один из сотрудников охраны Аднана Мендереса (премьер-министр Турции c 1950 по1960 гг.; в 1960 г. казнён через повешение) и начальник полиции района Бейоглу - Исхан Бей по кличке "Нарядный" (за манеру одеваться). Они затолкнули меня в свой служебный автомобиль и спросили, что я делаю тут. В тот период почти 95 процентов магазинов принадлежали туркам-немусульманам (грекам, евреям, армянам). Когда начались грабежи в тот день, некоторые турки греческого происхождения попытались поменять вывески на турецкоязычные. Однако, их это не спасло. Меня очень огорчило, что самый современный магазин Стамбула - "Лион" был разграблен. Лавка одного из самых авторитетных ювелиров в Стамбуле, да и в мире тоже, Франгули также была разрушена. Говорят, что чуть позже, когда премьер-министр Мендерес проходил возле Галатасарайского лицея, осматривая последствия погрома, ювелир Франгули сказал ему: "Да здравствует турецкая нация". Мендерес получил известия об этих событиях в пути между Анкарой и Стамбулом.
В полицейских отчётах фигурировало, что в событиях 6-7 сентября 1955 года погиб 31 человек. Однако, в новостях говорили о десяти погибших. 6-7 сентября 1955 года в районе Бейоглу не осталось ни одного не разграбленного магазина, торговой лавки, кафе, церкви. Даже на жилые дома нападали. Улицы были завалены выброшенными из домов и магазинов вещами. Бейоглу ещё во времена Византии и Османской империи было всегда местом отдыха, потому что здесь всегда было много зелени, густых лесов. Немусульмане гармонично уживались с другими народами. Однако после ряда подобных событий греки начали эмигрировать в Грецию, евреи и армяне - в Европу и Америку. Провокаторы разрушили эту межнациональную идилию.
Несмотря на то, что с тех пор прошло уже почти 53 года, картины улиц, заваленных вещами из магазинов и домов, по-прежнему живы в моей памяти."


Вот так выглядел знакомый нам Истикляль после погрома в сентябре 1955 года:

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
diamantaire
странствующий суфий
 
Сообщения: 13
Регистрация: 11 сен 2009

Спасибо! Очень интересно!)
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Не менее интересна история района Хаскёй (входящего административно в район Бейоглу).
По книге "Еврейский Стамбул", автор Окшан Свастикс (тур. "Yahudiler'in İstanbul'u", Okşan Svastics, 2011)


"Район Хаскёй, в котором со времён Византийской империи проживали евреи, в 17 веке Эвлия Челеби охарактеризовал как "изысканный и бесподобный". Около 3000 домов, с видом на море, с симпатчиными придомовыми садами, лимоными и апельсиновыми деревьями, он описал так: "Особенно в домашних садах еврейских семейств Кюпеллиоглу, Мордыхаев, Несимов, Кемалей цитрусовые деревья дают столько плодов, сколько нигде никогда больше не увидите. Всего в районе проживает около 10000 евреев. Есть 12 синагог с раввинами."
Эвлия Челеби пишет, что после пожара 1660 года в районе Бахчекапы, евреи расселились в районе Хаскёй и общее их население достигло почти 11 000 человек, образовав 20 еврейских сообществ. Известно, что в 60-е годы 19-го века в районе Хаскёй было 65 раввинов.
Еврей немецкого происхождения писатель и врач Людвиг Август Франкель фон Хохварт пишет, что в 1859 году в районе Хаскёй было 4000 еврейских домов, а в районе Пири Паша - 1500. Можно предположить, что в середине 19-го века в районе Хаскёй проживало приблизително 25 000 евреев.
Ближе к концу 19-го века из-за пожаров, эпидемий холеры и чумы большая часть евреев-романиотов и караимов была вынуждена переселиться в район Галата.
Как мы можем узнать из книги историка Аврама Галенты ("Монография по истории районов Хаскёй, Сютлюдже и Халиджиоглу"), находившаяся на улице Мерхамет синагога Нафтали ещё в 1908 году сгорела вместе с 300 домами и 31 торговой лавкой после того, как один из местных лавочников по имени Абрахам Аллеон зажёг спичку, чтобы найти выпавшие деньги и спровоцировал возгорание бака с горючим (или газом).
Однако, не все пожары были случайностью. Примерно в 1863 году еврей алжирского происхождения Мыдыргыч построил между кварталом Пири Паша (расположенном в районе Хаскёй) и кварталом Айвансарай (находящимся на противоположной стороне залива Золотой Рог) частный мост на деревянных сваях, который был известен как "Еврейский мост". Плата за проезд по мосту, построенному прежде всего для торговых целей, была значительно ниже платы, которую брали лодочники, курсировавшие по тому же маршруту на своих лодках. Увидев в этом мосту угрозу своей работе, спустя десять дней после постройки моста, лодочники его сожгли.
Построенная в 1660 году и много раз реставрированная синагога Синьяро, была сильно повреждена пожаром и заброшена. В период между 1950-1990 годами в ней размещалась фабрика по производству пляжных тапочек, а сейчас помещение используется как склад.
Расположенная на улице Черепичника Ахмета синагога Пармаккапы (Абудара) по причине отсутствия прихожан также была заброшена. В 50-х годах 20-го века она была сдана в аренду как ателье и в настоящее время используется как производственное помещение.
Другая синагога, которая тоже используется в наши дни как ателье - синагога Кула (или по имени её создателя Фуа), приютила в подвальном помещении религиозную еврейскую школу (йешива).
Синагона Чиксалын, находившаяся на улице Токач и бывшая наиболее близкой к Хаскёйскому кладбищу, была заброшена в 1940-х годах. Некоторое время использовавшаяся в качестве склада и жилища, в 1997 году она была разрушена и на её месте было построено современное здание для частной больницы.
Стоявшей когда-то на проспекте Хумбарахане, в самом начале улицы Везнедар, синагоги Мизрахи также уже не существует.
Синагога Майор, построенная еврейскими поселенцами с острова Майорка, была заброшена в 1962 году и использовалась одно время как литейный цех. Сейчас там расположены склад и каучуковое ателье.
Ещё до появления в районе французских школ, дававших светское образование, Хаскёй был центром еврейских религиозных школ (йешива). Построенная Доном Йозефом Наси в честь своей тёти Доны Грации Наси йешива Грива, йешива Камондо, йешива Маалем одни из многих, существовавших тогда в районе. Однако, в начале 19-го века престижность района стала падать.
Построенные на проспекте Хумбарахане Джахитом Аджиманом в 1945 году Хаскёйская фабрика головных уборов и в 1953 году Абрахамом Эльвашвили - Хаскёская ткацкая фабрика в настоящее время уже не функционируют.
В результате эмиграции в 40-е годы прошлого века, начавшейся после создания государства Израиль, сегодня в Хаскёе осталось совсем немного еврейских торговцев и стариков, доживающих свои дни в местном еврейском доме для престарелых.
Пока есть в районе ещё улицы с характерными названиями: улица Торговца ситцем Авраама (Basmacı Avram Sokağı), улица Торговца ситцем Рюшена (Basmacı Rüşen Sokağı), улица Портного Хаима (Terzi Haim Sokağı), улица Портного Касыма (Terzi Kasım Sokağı). Однако, ни улиц, ни переулков, напоминающих о стоявших в Хаскёе когда-то синагогах уже не осталось..."


Музей Коча в районе Хаскёй

Изображение


Заброшенный мавзолей семейства миллионеров Камондо на Хаскёйском кладбище
(те самые Камондо, именем которых названа известная лестница от Bankalar Caddesi к Галате)

Изображение
Аватара пользователя
diamantaire
странствующий суфий
 
Сообщения: 13
Регистрация: 11 сен 2009

Большое спасибо за интересную информацию!
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Откуда взялось в Бейоглу "6.Daire" и для чего оно было создано?


Когда наступил 19 век, столица Османской Империи значительно выросла, как физически, так и демографически, что одновременно привело с собой и ряд проблем. Стало понятно, что для их решения требуется осуществление определённых административных реформ. В ходе реализации этих реформ значительное влияние на их процесс оказывали и многочисленные иммигранты из Европы. После Крымской войны, в 1855 году, городское руководство предприняло ряд шагов с целью реформы. По аналогии с французской моделью «prefecture de la ville» в Стамбуле были впервые созданы муниципалитеты (şehreminlik). И кстати, в квартале Фатих даже есть район с сохранившимся названием Şehremini.

Согласно территориально-административной системе, существовавшей в Стамбуле до муниципалитетов, город делился на четыре района (кадылыка): Стамбул, Ускюдар, Галата и Эйюп. Главой района являлся кадий (откуда и само название районов – «кадылык»), который, будучи мусульманским духовным чиновником, помимо религиозных функций выполнял одновременно роль губернатора, главы полиции и судьи.

После создания муниципалитетов, их подчинили вновь созданной Комиссии городского порядка (İntizam-ı Şehir Komisyonu). Главными задачами комиссии были сформулированы следующие: украшение города (tezyin), уборка города (tanzif), освещение улиц (tenvir-i esvak), расширение улиц (tevessü) и улучшение условий для строительства (ıslah-ı usul-i ebniye). В соответствии с решением комиссии, Стамбул, так же как Париж и Вена, был административно поделён на 14 префектур (daire). Район, в который вошли Пера, Галата и Топхане, был шестым по счёту и был определён в качестве «пилотного» для апробирования на нём новой системы управления. В этом районе обустройство улиц, их уборка, проведение канализации, сетей водоснабжения, а также их обслуживание, освещение улиц, контроль за местами торговли и рынками входило в ответственность Шестой Префектуры (Altıncı Daire-i Belediye) (именно поэтому даже сегодня на некоторых автомобилях, принадлежащих муниципалитету Бейоглу, всё ещё пишут «6.Daire», демонстрируя тем самым преемственность и уважение к истории своего города и своей страны, независимо от того, кто стоит во главе государства – султан или президент).

В то время как происходили эти реформы, в июне 1870 года в одном из домов в окрестностях Таксима вспыхнул пожар, известный в наше время как «Великий пожар» (harik-i kebir), который, под воздействием сильного ветра, распространился на Тарлабаши, Таксим, Cadde-i Kebir (нынешний Истикляль) и Галатасарай, приведя к колоссальным разрушениям. Пожар начался в районе нынешней улицы Büyük Parmakkapı и за одну ночь уничтожил 8000 построек. При пожаре погибло около 650 человек, а Галата и прилегающие районы были уничтожены полностью. То есть, это около двух третей тогдашнего Бейоглу. Преобладание в Стамбуле деревянных построек на протяжении всей истории города было главной причиной частых пожаров. По мере роста населения росло и количество построек. По мере роста количества построек росло и количество пожаров. Общее число пожаров в Стамбуле уже давно перевалило за несколько сотен. Только в период с 1853 по 1906 годы в Стамбуле произошло 229 пожаров. Знаменитый итальянский путешественник Эдмондо де Амикис, оказавшийся очевидцем одного из стамбульских пожаров, так рассказывает о пережитой стамбульцами панике и горе:
«Для жителей Стамбула слово «пожар» объединяет в себе все беды и несчастья, которые только можно себе представить. Крики «Пожар!» вселяют такой страх и панику, что люди мгновенно в ужасе высыпают на улицы.»

Пожалуй, единственным положительным результатом от «Великого пожара» стало создание полноценной пожарной охраны в современном её понимании. Направленный в Стамбул из Венгрии офицер по имени Конт Сечени (полное имя Комте Оден Щечени), спустя шесть лет после «Великого пожара» создал в Стамбуле постоянно действующую пожарную команду и до самой смерти прослужил начальником пожарной охраны Стамбула. В 1877 году по его предложению была создана морская пожарная охрана для предотвращения пожаров в многочисленных деревянных ялы на берегах Босфора. Султаном Абдулгамидом Вторым ему было пожаловано звание «паша». Сечени умер в 1922 году и похоронен на Латинском Католическом кладбище в районе Ферикёй (Бейоглу). Расположенный в районе Фатих единственный в Турции и мало известный туристам музей пожарной охраны, носит имя Сечени. Хотя задолго до того, как Сечени начал бороться с бесконечными стамбульскими пожарами, Мустафа Решид Паша, направленный в 1836 году в Англию в ранге посла, приводил в своих письмах султану вопросы английских журналистов: «Так неужели у вас на родине нет камня для строительства? И нет людей, умеющих строить из камня?»

Предпочтение дереву при постройке домов, тем не менее, имеет свои обоснования: боязнь землетрясений, привычка к сельскому образу жизни, недостаток средств на иные более дорогие стройматериалы и склонность к фатализму в мировоззрении. Но конечно, основная причина – экономическая. Дерево – дёшево и строить из дерева проще. По этим причинам на месте деревянных построек, уничтоженных пожаром, сразу вырастали новые, тоже деревянные. До определённого времени строительство зданий из камня и кирпича (kâgir) было лишь рекомендацией. Однако, после пожара 1870 года это приобрело статус требования, обязательного к выполнению. Была создана комиссия из инженеров, архитекторов и государственных руководителей, задачей которой стало проектирование нового города. И хотя проект не был полностью реализован, в Бейоглу произошли заметные изменения. В короткие сроки на месте многих деревянных построек были возведены из камня современные монументальные здания, жилые дома, школы, мечети, торговые центры и пассажи. Открылись новые европеизированные кафе и рестораны, отели, книжные магазины, агентства путешествий, парикмахерские, салоны красоты, магазины одежды и т.д. Жители Стамбула впервые познакомились с театрами, кинотеатрами, кафе-шантанами, барами. В это же время муниципалитет начал на регулярной основе осуществлять свои функции в том числе и по уборке улиц, обустройству тротуаров и т.д. Первой в Турции улицей с освещением стал Cadde-i Kebir, первым в Турции общественным парком стал Парк Таксим. По окончании реформ внешний вид Бейоглу совершенно преобразился. Улица Grand Rue de Pera (она же Cadde-i Kebir, и она же İstiklâl Caddesi) к концу 19-го века ничем не отличалась от улиц Нью-Йорка, Лондона, Парижа или Вены. Но при этом, такого многообразия культур, которое наблюдалось в Бейоглу, нигде больше не было.

Здание Шестой Префектуры, которая непосредственно претворяла эту реформу в жизнь, сегодня занимает администрация муниципалитета Бейоглу. Построенное в период с 1879 по 1883 годы итальянским архитектором Джованни Баттистой Барбони, это здание почётно носит звание первого здания городского муниципалитета в истории Турции.

По книге Онура Инала "От Пера до Бейоглу" (тур. Onur İnal "Pera'dan Beyoğlu'na", 2012)
Аватара пользователя
diamantaire
странствующий суфий
 
Сообщения: 13
Регистрация: 11 сен 2009

Это совсем новая книга или переиздание?
Не смогла найти в инете ничего. Плохо искала?
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Вот обложка третьего издания 2012 года

Изображение

Если верить künye в начале книжки, то первое и второе издания были в 2006 году.
Аватара пользователя
diamantaire
странствующий суфий
 
Сообщения: 13
Регистрация: 11 сен 2009

Обложку я видела в инете))
А вот сама книга меня заинтересовала..

Вы текст откуда берете?)
Ссылки дайте, пожалуйста!
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Теперь понял, о чём вы спрашивали.
Ссылок я дать не могу, так как переводы делал лично сам с авторского текста на турецком языке (только комментарии в скобках добавил от себя). Так что можно сказать, что у вас на сайте своеобразный эксклюзив.
Не думаю, что эти книжки есть в русском варианте.
Аватара пользователя
diamantaire
странствующий суфий
 
Сообщения: 13
Регистрация: 11 сен 2009

Ссылок я дать не могу, так как переводы делал лично сам с авторского текста на турецком языке (только комментарии в скобках добавил от себя).


Значит, я была права в своих догадках)
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

очень интересно!
Аватара пользователя
lapa812
Похитительница лаймов
 
Сообщения: 12344
Фото: 40
Регистрация: 20 мар 2011
Откуда: стамбул

Откуда взялось в Бейоглу "6.Daire" и для чего оно было создано?


Район, в который вошли Пера, Галата и Топхане, был шестым по счёту и был определён в качестве «пилотного» для апробирования на нём новой системы управления. В этом районе обустройство улиц, их уборка, проведение канализации, сетей водоснабжения, а также их обслуживание, освещение улиц, контроль за местами торговли и рынками входило в ответственность Шестой Префектуры (Altıncı Daire-i Belediye) (именно поэтому даже сегодня на некоторых автомобилях, принадлежащих муниципалитету Бейоглу, всё ещё пишут «6.Daire», демонстрируя тем самым преемственность и уважение к истории своего города и своей страны, независимо от того, кто стоит во главе государства – султан или президент).



По книге Онура Инала "От Пера до Бейоглу" (тур. Onur İnal "Pera'dan Beyoğlu'na", 2012)



Вот ведь, откуда что !
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

в июне 1870 года в одном из домов в окрестностях Таксима вспыхнул пожар, известный в наше время как «Великий пожар» (harik-i kebir), который, под воздействием сильного ветра, распространился на Тарлабаши, Таксим, Cadde-i Kebir (нынешний Истикляль) и Галатасарай, приведя к колоссальным разрушениям. Пожар начался в районе нынешней улицы Büyük Parmakkapı и за одну ночь уничтожил 8000 построек.


Представляю себе , как этот пожар наблюдали люди со стороны Султанахмета, например.
С другой стороны Босфора, вообще...
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

По версии составителей двухтомника "Бейоглу: прошлое и современность" ("Beyoğlu: geçmişten günümüze"), вышедшего в 2004 году под редакцией мэра Стамбула Кадира Топбаша, при распределении территорий Стамбула по префектурам в 1855 году в процессе создания системы муниципалитетов, район Бейоглу по порядку должен был стать пятым, а не шестым. Однако, по аналогии с шестым городским округом Парижа, который считался самым престижным в столице Франции, префектуре Бейоглу также присвоили шестой номер.
Аватара пользователя
diamantaire
странствующий суфий
 
Сообщения: 13
Регистрация: 11 сен 2009

Каким образом здание, где раньше располагалась канцелярия Посольства Российской Империи, стало пристанищем бездомных кошек?

(по книге Онура Инала "От Пера до Бейоглу; тур. Onur İnal "Pera'dan Beyoğlu'na", 2012)


Напротив здания шведского генерального консульства можно увидеть постройку в стиле «нео-ренессанса» с интересной архитектурой. Это здание, выходящее одной стороной на Müeyyet Sokağı (бывшая İsveç Sokağı), а другой стороной упирающееся в дом Фредеричи (Frederici Apartmanı), не похоже ни на одно из тех, что расположены на Истикляле. Это Narmanlı Han. Этот дом, известный и под названием Narmanlı Yurdu, так же как и здание французского консульства, является одной из самых старых построек на Истикляле.

Архитектором здания Narmanlı Han, которое, предположительно, было построено в 1843 году, является Джузеппе Фоссатти. Швейцарцы итальянского происхождения из кантона Тиччино два брата Джузеппе и Гаспар Фоссатти после окончания обучения в знаменитой миланской Академии Брера были приняты на работу в царской России. Пока находились в России, они приняли участие в проектировании и строительстве многих зданий в Санкт-Петербурге и по высочайшей милости императора стали членами Императорской Академии Художеств. Приехав в 1837 году в Стамбул, братья Фоссатти пробыли в нём около 19 лет. За эти годы они поучаствовали в строительстве зданий нескольких посольств, здания Османского архива, дома Мустафы Решид Паши в районе Балталиманы (сейчас там находится больница) и в реставрации храма Святой Софии. Narmanlı Han был первым зданием в Стамбуле, построенным при их участии.

Заказчиком строительства выступало Посольство России. Помимо канцелярских помещений посольства там также в разное время располагалась русская больница и тюрьма. Иногда там размещались представительства российских компаний. После Первой мировой войны и Октябрьской революции здание стало временным пристанищем для множества беженцев из России. Лев Троцкий, в период проживания в отеле Pera Palas, также временами посещал Narmanlı Han. В советский период в здании размещались офисы госкомпаний «Нефть синдикат» и «Интурист».

В 1933 году здание было продано братьям-коммерсантам Авни и Сыткы Нарманлы. Будучи поклонниками искусства, братья Нарманлы вместо того, чтобы сдавать помещения дома по высокой цене в аренду торговым компаниям, предпочли сдать их за умеренную плату известным деятелям культуры того времени, среди которых называют художника Бедри Рахми Эйюпоглу, писателя Ахмета Хамди Танпынара, художника Алие Бергера, архитектора Фишека Карола. В тот же период в здании снимали площади представительство газеты Ulus во главе с Нешетом Атаем, книжный магазин Andrea, редакция армянской газеты Jamanak, один из первых в Стамбуле продавцов готовой одежды Антуан Висконти, продавец кожанных курток и дублёнок Санович.

В республиканский период истории Турции Narmanlı Han вплоть до 80-х годов 20-го века служил местом проживания и работы известных деятелей искусств Стамбула. Сегодня в здании остались в качестве арендаторов лишь лавка для ксерокопирования и мастерская по ремонту ковров.
Говорят, что в период использования здания российским посольством в середине двора располагался красивый пруд, с плавающими в нём разноцветными рыбами. Из-за того, что в последствии этот пруд стал мешать заезжать во двор лошадям посетителей и торговцев, его пришлось уничтожить. Сегодня на его месте растут фиолетовые глицинии с акациями, а вокруг них бродят многочисленные стаи бездомных кошек.


Постскриптум: по данным регистрационной палаты района Бейоглу, на сегодняшний день зарегистрировано 11 собственников объекта недвижимости Narmanlı Han; с 90-х годов 20-го века частными инвесторами по согласованию с городскими властями неоднократно предпринимались попытки начать реставрацию здания; по разрозненным сообщениям турецкой прессы, в начале 90-х годов были планы превратить Narmanlı Han в отель; затем в начале 2000-х банк Yapı Kredi выкупил часть долей собственности, чтобы начать реставрацию, однако, покупка долей была опротестована наследниками семьи Нарманлы; в 2011 появились сообщения о том, что по проекту архитектора Халиля Онура Narmanlı Han будет отреставрирован, но уже не в виде отеля, а в виде жилого дома и к нему надстроят третий этаж и двухъярусную подземную автопарковку.
Впрочем, никаких следов начала восстановительных работ до настоящего момента в Narmanlı Han не замечено…

Вид со стороны трамвайных путей на Истикляле

Изображение

Вид из внутреннего двора

Изображение

Так выглядел Нарманлы Хан в 1994 году

Изображение

В этом месте, больше ста лет назад, располагался красивый пруд с рыбками, украшавший двор канцелярии российского посольства

Изображение
Аватара пользователя
diamantaire
странствующий суфий
 
Сообщения: 13
Регистрация: 11 сен 2009

Модератор

basarili_007

Фильтры

Навигация

Вернуться в История Турции

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1